Достаточно смелую инициативу предприняла группа энтузиастов – создание первой в мире видеокарты с полностью открытой и программируемой архитектурой. Идея проекта в том, что графический ускоритель должен быть открыт для любых изменений и предложений, а ПО для него должно быть свободным и бесплатным, то есть концепция по сути напоминает софтверное движение open source. На данный момент у проекта вышел первый реальный прототип такой видеокарты - OGD1-256DDAV (от Open Graphics Project). OGD1 предоставляет полностью открытую архитектуру, ПО с исходным кодом, программируемую логику и возможность самому участвовать в проекте. Видеокарта обладает интерфейсом PCI, двумя двухканальными выходами DVI-I и видеовыходом S-video. В качестве процессора используется универсальная микросхема Xilinx Spartan-3 XC3S4000 в упаковке FPGA, а также Lattice XP10. Дополнительный чип необходим для преобразования команд шины PCI. Видеокарта использует 256 MB видеопамяти в восьми чипах типа DDR на 128-битной шине, и потребляет до 23 Вт электроэнергии. Производительность её находится на уровне GeForce 2 GTS, то есть позволяет играть разве что в Quake III. Разумеется, создание OGD1-256DDAV – это первый шаг длинного пути, который может привести к созданию мощной альтернативы коммерческим продуктам, основанным на проприетарных технологиях. Нечто подобное уже, по сути, произошло на рынке ПО.
|